Как цвет «зеленых побегов» пришел в Омаху

В 70-е годы прошлого века марка CLAAS была почти неизвестна в США. Зерноуборочные комбайны LEXION начали завоевывать Штаты в разных расцветках, но бело-зеленой среди них не было. А все потому, что путь на этот рынок, где царит жесточайшая конкуренция, лежал через создание многочисленных партнерств и был совсем не прямым.

Когда в 1999 году Мэттью Кох (Matthew Koch) решил устроиться на завод CLAAS, название компании ему ничего не говорило. «У CLAAS тогда было совместное предприятие с Caterpillar, и мое внимание привлекло именно это название». 54-летний директор по производству на заводе в Омахе довольно улыбается — ведь теперь все по-другому, сегодня в Северной Америке бренд CLAAS общеизвестен, и в этом есть и его заслуга. При воспоминании о том, как он начинал работать на предприятии, на его губах появляется непроизвольная улыбка: «Тут в США фермеры называли нас только «эти ребята с LEXION». Марку CLAAS же никто не знал, только нашу продукцию. Но сейчас все изменилось!»

Омаха — крупнейший город Небраски, расположенного на Среднем Западе США штата. Здесь ошеломительные ландшафты, гигантские поля простираются один за другим на сотни километров, лишь изредка прерываясь небольшими городками или фермами. Когда едешь на пикапе по этим бесконечным дорогам, сразу понимаешь, почему Небраску называют «житницей»: более 90% всей площади используется в сельскохозяйственных целях. Благодаря этому Небраска входит в число важнейших производителей аграрной продукции США.

Вестибюль здания CLAAS в Омахе окружен огромными оконными фасадами, сразу создающими атмосферу дружелюбия для тех, кто входит в него впервые. Кроме производственного цеха площадью почти 17 000 м2 есть цех изготовления образцов для конструкторского отдела, отдел управления качеством, испытательная трасса и офисные помещения. CLAAS Omaha производит здесь более 600 зерноуборочных комбайнов LEXION 6000-й, 7000-й и 8000-й серии в год. «Мощности производства задействованы еще не в полном объеме», — рассказывает Мэттью Кох. По его словам, впереди еще много планов. Омаха — это история успеха, которую он и его коллеги на предприятии с удовольствием продолжат писать.

«CLAAS в Северной Америке иногда воспринимается как чужак, но всегда как лидер в технологии и технике».

– Кевин Уилкенинг (Kevin Wilkening), инженер-конструктор

«Причина, по которой мне нравится работать в CLAAS, это работа рядом с людьми, которые гордятся своей работой».

– Линда Бартлетт (Linda Bartlett), руководитель отдела сборочной технологии

«Мне нравится работать в компании CLAAS, потому что здесь семейная атмосфера и хороший социальный пакет. Очень приятные сотрудники, CLAAS — отличное место работы во всех отношениях».

– Антонио Джонсон (Antonio Johnson), техник по монтажу

Новые машины для больших полей

Компания CLAAS начала работать в США более 50 лет назад. Первые шаги делались под другими названиями. Первое из них — Ford. В 1965 году этот американский концерн и CLAAS заключили договор о кооперации. Завод в Харзевинкеле экспортировал зерноуборочные комбайны, поступавшие на рынок США в бело-синих цветах. По завершении срока действия договора в середине 80-х компания CLAAS в 1989-м объединилась с Massey Ferguson — комбайны стали красными и снова поставлялись под другим названием. Но хоть бело-синие, хоть красные машины одинаково хорошо воспринимались потребителями, ведь это было именно то, в чем настоятельно нуждались фермеры, — рассказывает Мэттью Кох.

США — большая страна, простирающаяся на разные климатические зоны. Насколько разнообразна страна, настолько же и ее сельскохозяйственные предприятия и выращиваемая ими продукция. В Калифорнии и на юго-востоке на полях много риса, через Средний Запад проходит так называемый «кукурузно-соевый пояс». Пшеница в основном возделывается в центре, а в Канаде и другие сорта зерновых.

Кукуруза — хороший пример того, чем отличается выращивание сельхозкультур в США и Германии. В первую очередь это огромные поля, но вместе с этим в США посевы кукурузы значительно гуще — на той же площади ее примерно в два раза больше. Многие сорта генетически модифицированы и имеют больше початков, на которых плюс ко всему больше зерен.

Поэтому потребность в мощных машинах, особенно зерноуборочных комбайнах, способных справиться с такими урожаями, очень высока, — говорит Мэттью Кох. «При очень хороших условиях на гектаре может расти до 27 тонн. США — лидер в области технологий выращивания. Если сравнить с Европой или, например, Украиной, тоже важным регионом выращивания, там будет примерно четверть нашего показателя, то есть около 7 т на гектар».

Учиться у американского сельского хозяйства

Американское сельское хозяйство нуждается в высокопроизводительных машинах с небольшими коррективами конструкции под местные условия. По словам Мэттью Коха, компания CLAAS также имеет огромную выгоду от работы в этих условиях. «От местных фермеров мы получаем очень много важных отзывов и предложений по модернизации. Это позволяет делать зерноуборочные комбайны все более совершенными. И те изменения, которые мы вносим для американского рынка, чуть позже также часто внедряются в производство в Германии».

CLAAS Omaha очень серьезно относится к отзывам клиентов и быстро воплощает их в жизнь, чтобы уже для следующего сезона модернизировать машины с их учетом. В месяцы после окончания жатвы в инженерном отделе просто бум. Знания, полученные в ходе многочисленных бесед с клиентами, воплощаются в новые разработки. В следующем году они уже реализуются на производстве.

Такой высокий темп стал возможен благодаря кооперации с местными субпоставщиками. Ведь при том, что 60% деталей поступает с других заводов из разных стран мира, 40% производится недалеко от Омахи. «Конструкторская работа — это непрерывный цикл, — говорит Мэттью Кох. — Прислушиваемся к клиентам, улучшаем продукцию, и снова все сначала».

«Мы хотим продолжать развиваться в США»

Маттиас Ристоу (Matthias Ristow), управляющий директор по экономике и организации производства объясняет в интервью, в чем особенность завода в Омахе, и какие культурные отличия существуют между немцами и американцами.

К интервью с Маттиасом Ристоуом

Обмены визитами

За то, что бренд CLAAS в 80-е занял свое место в головах и ангарах фермеров, однако, надо благодарить даже не комбайны, а хищных кошек. «JAGUAR пришел в Америку и настолько эффективно показал себе в поле, что для фермеров было бы просто неразумно выбирать другого производителя», — сообщает нам Кох. Марка CLAAS в одночасье стала знаменитой.

Свой взнос в этот успех внесла и собственная дилерская сеть. Гельмут Клаас лично занимался созданием цепочки собственных дилерских центров и развитием сотрудничества с независимыми партнерами по сбыту, начиная с того, чтобы сделать пресс-подборщики ближе к потребителю. Через собственную дилерскую сеть велись и продажи JAGUAR.

Комбайны еще долго имели другие цвета. Синий и красный сменился желтым. В 90-е годы компании CLAAS и Caterpillar создали совместное предприятие, которое и привлекло к немецкой компании внимание Мэттью Коха. Caterpillar разработала трактор с гусеничным движителем, но у них не было уборочных машин. Итак, было достигнута договоренность, по которой компания Caterpillar экспортировала в Европу гусеничные тракторы в расцветке CLAAS, а компания CLAAS брала на себя производство зерноуборочных комбайнов LEXION для Северной Америки, для чего, собственно, и был построен завод в Омахе. Несмотря на выход Caterpillar из сельскохозяйственного машиностроения в 2000 году LEXION первое время сохранил желтый цвет. Пока не приобрел наконец в 2019-м фирменный цвет «зеленых побегов».

От фермеров фермерам

В Омахе еще много места для дальнейшего роста. «У нас более половины квадратного километра пригодной для строительства площади, и до сих пор мы используем всего небольшую часть ее», — говорит Мэттью Кох. «Развитию CLAAS of America, таким образом, ничего не мешает — у нас достаточно свободного места для новых производственных линий, а может и полномасштабного производства, включая раскрой материала и покраску».

На просьбу описать одним предложением, что им движет, руководитель производства надолго задумался. Его мотивация во многом определяется тем, что он вырос в семье фермеров в этой местности, провел детство на подворье и в поле. «Производить высококачественные машины и помогать людям, с которыми вырос — я получаю от этого огромное удовольствие».

Впечатления от Омахи.

Пять фактов об Омахе

1.

Город Омаха насчитывает почти 500 000 жителей. Он расположен на Среднем Западе США в штате Небраска и является его научным центром.

2.

Во время колонизации Америки и освоения Дикого Запада в Омахе располагался первый железнодорожный переезд через реку Миссури. Город был основан в 1854 году и получил свое название от племени индейцев омаха, продавшего значительную часть своей территории штату.

3.

Одним из известнейших сынов города является Уоррен Баффет (Warren Buffet), пятый богатейший человек в мире по списку Форбс. Благодаря своим успехам как инвестора он известен также под прозвищем «Оракул из Омахи». Сейчас он возглавляет холдинговую компанию Berkshire Hathaway и до сих пор проживает в Омахе.

4.

Штат Небраска расположен посреди Великих Равнин. Он известен как один из главных сельскохозяйственных регионов США уже с момента прихода первых поселенцев из Европы. Тогда прерии были превращены в поля, на которых сегодня растет кукуруза и соя.

5.

В США Небраска имеет прозвище «Штат говядины», так как производство говядины — важнейшая отрасль экономики региона. На одного человека в нем приходится четыре головы крупного рогатого скота. Примечание для любителей мяса: сэндвич «Рубен» родом из Омахи, как и — что не будет особой неожиданностью — Омаха стейк.

Впечатления